Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.+7 (499) 755-64-43, +7 (925) 755-64-33

В эпоху наступающего финансового упадка для компаний, имеющих в своем распоряжении большое количество техники (особенно большегрузной), очень важной задачей является переход в режим жесткой экономии, снижение переменных затрат или себестоимости километра пробега. Приоритетной задачей руководства компаний является как можно более эффективное использование имеющихся транспортных ресурсов: строгий контроль расхода топлива путем использования точных расходомеров или уровнемеров, принятие методов экономии, снижение количества простоев, увеличение количества пройденных километров и отработанных моточасов в год.

Уже давно ни для кого не секрет, что воровство топлива в наше время поставлено во многих организациях, как говорится, "на поток". Есть масса примеров достаточно хорошо организованного "бизнеса", когда, например, в районе длительного действия строительной техники через некоторое время половина столбов и деревьев пестрят объявлениями типа "Продам дизельное топливо, от 500 л.". Как правило, топливо сбывается по значительно сниженной цене. Есть немногим более безобидные примеры, когда "дополнительный заработок" у одиночного водителя большегрузной техники составляет "всего лишь" половину от официальной заработной платы.

В одних случаях о том, что топливо воруют (воруют в принципе, без указания конкретных объемов), знают все основные лица организации - директор, главбух, начальник гаража, прорабы. В других это делается достаточно скрытно. Но основной метод учета расхода топлива - по нормам - понятие очень относительное и сильно зависит от условий использования техники, таких как качество топлива, загруженность, температура окружающей среды, маршрут движения, стиль вождения конкретного водителя и т.д. "Поймать за руку" водителя бывает очень сложно, порой просто невозможно. На все есть один простой ответ - "перерасход". Приводятся разные причины - и стояния в пробках, и движения по пересеченной местности, и чрезмерная загрузка. И это - еще самые легкие случаи.

Вот примеры основных способов обмана:

Наиболее честный - аккуратная, экономичная езда (собственно, это норма поведения, так и подразумевается использовать технику). При этом реальный расход топлива может быть меньше нормы на 10-20%. Пример - строительная организация Курской области. Используется автомобиль "Камаз" с длинномерным прицепом. Принятая в данной организации (рассчитанная путем измерений) норма расхода топлива для него - 50 л/100 км. В реальности расход составляет 32-38 л/100 км (заводские нормы).

Способ, вытекающий из "продвинутого" способа расчета норм для каждой единицы техники. В те дни, когда производится расчет этих норм, водитель умышленно ездит на предельных режимах, стараясь максимально завысить норму, вплоть до скручивания показаний спидометра назад (весьма непривычно для водителя, но для дела надо). В результате принимаются явно завышенные нормы, а разница идет водителю в виде дополнительного заработка.

Самый обычный - использование техники водителем в личных целях: так называемые "левые рейсы". Автотранспорт используется водителем по своим делам, вплоть до выдачи его в аренду на время. Одно из самых страшных его проявлений - частичная выгрузка груза (продажа). Особенно актуально при перевозке бетонной смеси либо асфальта (вот откуда происходит Вторая Русская Беда).

Слив топлива из бака, либо списание денег на заправку по поддельным чекам. Введение карточной системы заправок, когда водители вообще не имеют дел с наличностью, не дает никакого ощутимого эффекта. В этом случае имеет место просто сговор с операторами АЗС, когда топливо недоливают, при этом пробивая полный объем в чеке, а "сдача" делится поровну между водителем и оператором.

Для контроля работы водителей используют различные методы выборочной проверки, индивидуальные в каждом случае. Но они оказываются действенными, когда в автопарке количество техники не превышает пять-десять единиц, иначе справиться с контролем работы всего транспорта становится невозможно. На больших количествах техники сбой в работе единичных экземпляров "размазывается", пропадает в общей массе, и никак не учитывается.

Единственным правильным методом контроля и учета расхода топлива является применение специализированных автоматизированных систем. В настоящее время число поставщиков данных систем значительно выросло, постоянно расширяется спектр используемого оборудования, навигационных контроллеров, датчиков расхода топлива, точных измерителей уровня топлива. Они различаются как по цене, так и, естественно, по функциональности.

Очень важно для руководителей организаций, собирающихся приобретать подобные системы, понимать, что только при комплексном, разноформатном подходе к учету расхода топлива можно добиться устойчивого результата. Дешевые системы, как правило, узконаправленные и позволяют контролировать немного факторов. Единичный подключенный датчик расхода топлива, либо датчик уровня топлива со временем обманывается водителем и эту "битву" можно считать проигранной. Правильный выход - использование оборудования, способного совмещать в себе множество функций, одновременно контролируя состояния множества подключенных датчиков.

Для предприятия, с парком от 50 до 100 автомобилей, затраты на топливо составляют в среднем около 50 000 000 рублей в год. При условии снижения указанных затрат в среднем на 10% экономия составит 5 000 000 рублей - система окупается менее чем за 6 месяцев! Отсутствие должного контроля за работой транспорта со стороны администрации предприятия -это поощрение не целевого использования топлива. Учет расхода топлива по показаниям приборов контроля расхода не зависит от условий эксплуатации, пройденного расстояния и квалификации водителя, т.е. он лишен всех тех недостатков, которые свойственны учету "по нормам". Вся информация о работе транспорта поступает автоматически и не зависит от пресловутого "человеческого фактора"!

Контактная форма